суббота, 15 августа 2009 г.

и снова на тему кризиса... вопрос интересует многих



НИЖНИЙ НОВГОРОД:

Спрос на мебель в крупных салонах из-за кризиса упал не более чем на 30%. В то же время мелкие фирмы отмечают сокращение покупательной способности в разы. В этих условиях сетевые торговцы мебелью поглощают "малышей" и перемещают магазины в наименее пострадавшие, с точки зрения экономики, регионы.

Глубина падения

Стагнацию или падение спроса отмечают почти все торгующие мебелью на территории Нижегородской области компании — представители сегментов эконом, средний и премиум, но если для сетевиков сокращение составляет 25—30%, то владельцы одиночных небольших магазинов говорят о том, что спрос упал в разы.

“В Нижнем Новгороде спрос на мебель в кризис понизился неравномерно, — рассказала “Бирже” руководитель заречной розничной сети компании “Мебель плюс” Анжела Кувшинова. — В Автозаводском районе падение спроса на уровне 50%. Это объясняется тем, что ОАО “ГАЗ” переживает нелегкие времена и платежеспособность населения напрямую зависит от работы этого градообразующего предприятия. На предприятиях Сормовского района экономическая ситуация стабильнее, и в июле в Сормове отмечен даже рост спроса в среднем на 60% по сравнению с предыдущими месяцами”.

“Спрос остался на уровне июля 2008 г. Но вообще он подвержен сезонным колебаниям, месяц на месяц не приходится, — отметила директор мебельного салона “Вектор” Елена Чехонина. — Что касается структуры спроса, то он стал чуть выше на кухонную и корпусную мебель”. Летом россияне традиционно ремонтируют кухни, и спрос на кухонную мебель значительно возрос, подтверждает Кувшинова. В их сети продажи мебели для кухни выросли на 50%. Но самый стабильный спрос — на обеденные группы производства Италии, Франции, Германии.

Однако подобный оптимизм свойственен далеко не всем. “Покупательная способность нижегородцев меньше, чем у жителей нефтяных регионов или Москвы—Петербурга. У многих зарплата в кризис уменьшилась, потребительские кредиты не всем по карману, поэтому люди предпочитают бюджетные варианты, — говорит генеральный директор нижегородской мебельной фабрики МВМ Андрей Никитин. — Даже незапланированные 1000 руб. для некоторых становятся препятствием при покупке мебели. Потенциальные покупатели есть, но люди не торопятся покупать мебель, ожидая, что цены на жилье будут в дальнейшем снижаться”.

Еще одну причину проседания мебельного рынка назвала директор мебельного салона “Алессандрия” Александра Южакова: сменились приоритеты, и все инвестиции идут в продукты первой необходимости. Некоторые отрасли, включая мебель, испытывают финансовое голодание.

Пострадали от падения спроса на мебель и соседние отрасли. “До мая мы не ощущали сокращения спроса, но сейчас пришлось снизить суточный темп производства. Работаем четыре-пять дней в неделю”, — признает директор ООО “Юта” (производство мебели из массива древесины, г. Заволжье) Александр Лебедев.

“В кризис пострадал и рынок производства, — подтверждает президент ПТХ “Карина” Дмитрий Бирман. — Являясь участником госзаказа, холдинг “Карина” занимается производством гостиничной и медицинской мебели, комплектов для офисов, школ и детских садов. Так, по контракту “Карина” поставляла мебель в крупную гостиницу Краснодарская края, в 2007—2008 гг. выиграла аукцион на поставку мебели для школ Нижнего Новгорода. Из-за сокращения бюджетного финансирования на проведение муниципальных и государственных конкурсов объемы заказов на производство мебели сократились.

На рынке программного обеспечения для мебельных компаний также наблюдается падение в 1,5—2,5 раза по сравнению с прошлым годом. По словам руководителя отдела технической поддержки научно-внедренческого центра “ГеОс” Евгения Ермакова, это значит, что новых мебельных фирм стало образовываться существенно меньше.

Сетевики делят рынок

Кризис — лучшее время для укрепления позиций сильных компаний, считает начальник службы развития сети мебель-маркета “Меббери” Дмитрий Куликов. По его словам, на рынке происходит процесс консолидации: маленькие магазины закрываются, а большие игроки забирают их долю. “Меббери” был вынужден закрыть два магазина в тех регионах, которые наиболее сильно пострадали от кризиса. В то же время он открывает новые магазины в городах, где это наиболее экономически эффективно. Так, новый, третий по счету магазин был открыт 25 июля в одном из гипермаркетов Нижнего Новгорода. Новый магазин на той же площадке недавно открыла и МВМ.

Компания “Мебель плюс” также усиливает свои позиции на областном мебельном рынке. В 2009 г. в дополнение к двадцати салонам, расположенным в Нижнем Новгороде, отрылись торговые точки в Заволжье, Павлове, Арзамасе, Лыскове. Недавно начал работу салон “Мир кухни” в Сормовском районе. Устойчивости компании на региональном рынке мебельной розницы способствует тот факт, что у “Мебели плюс” есть своя фабрика в Кстове и возможно оперативно реагировать на изменение спроса, уверена Анжела Кувшинова.

В приходе на нижегородский рынок новых крупных транснациональных компаний специалисты сомневаются. По словам Андрея Никитина, эту нишу успешно занимает ИКЕА. “Более ожидаема региональная экспансия российских сетей по продаже мебели, так как этим структурам под силу крупные кредиты. А мелкие местные игроки покидают рынок. По моим подсчетам, около 20% мебельных компаний, среди которых и производители, и продавцы, за время кризиса прекратили свое существование”, — поделился мнением Никитин. Елена Чехонина не исключает появление новых игроков: в Нижнем Новгороде как грибы появляются крупные торговые центры, и на их площадях возможно открытие компаний, прежде не знакомых местным потребителям.

Куда дрейфует спрос

“До Нового года у нас было больше VIP-клиентов, — рассказала Александра Южакова. — Сейчас они пытаются покупать мебель по более низким ценам, но не в ущерб качеству. Если у человека был определенный уровень, то он старается его сохранить. Поэтому экономия идет скорее на комплектующих, чем на марках мебели. Наша отечественная мебель до сих пор не дотягивает до некоторых параметров качества, следовательно, кризис не увеличил спрос на нее. Клиенты с деньгами до сих пор отдают предпочтение зарубежной мебели”.
С этой точкой зрения не согласен Дмитрий Куликов. На его взгляд, произошло заметное сокращение рыночной доли зарубежной мебели. Оно связано в первую очередь с повышением цен на импортную продукцию из-за роста курса евро и доллара, во вторую — с общим падением спроса в данном ценовом сегменте. “Отечественная мебель от этого даже выиграла, так как российский производитель несет издержки в рублях”, — заметил Куликов.

Тенденцию подтверждает и Александр Лебедев. “Как ни странно, наблюдается некоторый перекос спроса на более дорогие модели. Например, из большого ассортимента стульев, предлагаемого нашей фабрикой, клиенты предпочитают дорогие модели. Объяснение кроется в том, что теперь с российскими производителями мебели стали работать те, кто раньше работал с импортной дорогой продукцией — последняя серьезно подорожала из-за высоких таможенных платежей. Кроме того, потенциальных клиентов отпугивают долгие сроки растаможки.

Перспективы
“секонд-хэнда”

В кризис компании переезжают с больших площадей на меньшие, чтобы сэкономить на аренде, и на рынке мебельной розницы появляется “вторичка”. Спрос на нее зависит от того, как компания себя позиционирует, какие задачи решает, уверен Андрей Никитин. Если предприятие работает в условиях жесткой экономии, ему сгодится мебель б/у. Если компания добивается презентабельности, в офисах будет стоять только новая мебель. Вряд ли у этого рынка большие перспективы, говорит Анжела Кувшинова. Замечено, что потребители предпочитают обзаводиться новой мебелью.

Еще более жестко о перспективах вторичной офисной мебели высказался Александр Лебедев: “Такую мебель можно сравнить с нестиранной порванной одеждой из секонд-хэнда — никто на нее не польстится. Особенность мебели в том, что она разбивается после двух-трех перевозок, и серьезная коммерческая фирма ее у себя никогда не поставит”.


"Биржа" № 28 от 4 августа 2009 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий